История

История театра


Минусинский драматический театр считается одним из старейших театров Сибири. А все началось в середине XIX века с небольшой самодеятельной группы энтузиастов, увлеченных драматическим искусством.

Около 1880 года в Минусинске образовалось музыкально-драматическое общество, которое возглавила актриса Олимпиада Александровна Волконская. Участниками кружка были и интеллигенты (Н.Э.Ярцева, Е.К.Малининой, И.Г.Гусева, А.Ф.Персикова, Н.И.Тропина), и купцы (Сафьяновы, Даниловы), и купеческие приказчики, и даже те, кто вовсе грамоте не был обучен.


Датой рождения театра считается 28 ноября 1882 год. Однако, судя по счету, обнаруженному в фондах  Минусинского госархива, датированному 1881 годом, в пользу Минусинского музея ставился в этом году спектакль "Женитьба Белугина".

Благодаря энтузиазму любителей театрального искусства театр набирал силы, увеличивалось количество репетиций,  шились декорации и костюмы. Театр становился все более популярным, хотя в городе не было вместительного зала. Сборы от спектаклей превышали и сто, и двести рублей.  Для того времени это были весьма внушительные  суммы.

В 1888 году на Средовой площади была выкуплена в долг за 600 рублей старая деревянная казарма, ранее служившая складом купцу Солдатову. Чтобы погасить долг приходилось отдавать  деньги, вырученные от спектаклей.

Условия в приобретенном здании оставляли желать лучшего. Строение плохо отапливалось и не имело освещения. Часто представления проходили при свечах. Для привлечения народа в то время ставились,  в основном, мелодрамы и  водевили с зазывающими названиями.

Ставить спектакли в казарме становилось все труднее. Актеры все чаще были вынуждены играть на небольших клубных сценах, а в летнее время  на открытых площадках. Становилось ясно, что без нового здания не обойтись. Хотя одно за другим подавались в городскую Думу прошения о постройке здания для театра, свободных средств у города не было, да и обосновать расход на подобные цели было весьма затруднительно.


Положение спас ссыльный Феликс Яковлевич Кон. Он предложил способ, как собрать необходимые для постройки здания деньги. В то время Минусинск был в большинстве своем городом деревянным, где пожары происходили довольно часто.
После памятного 1881 года пожара в Красноярске, по всей Енисейской губернии образовывались Вольные пожарные общества.
Правила требовали, "чтобы экипаж: лошадь и служитель находились в одном здании, что значительно ускоряет выезд обоза", и Кон посоветовал купцам не собирать средства на строительство защитных стен между домов (брандмауэров), а  скинуться и выстроить депо пожарной команды. И чтобы его пожарная вышка была как можно выше, а второй этаж предложил отдать театру.

При этом, по задумке, театр, как пожароопасное заведение, был, во-первых, всегда под присмотром, а во-вторых, большое количество пожарных входили в общество любителей театра. 


Наконец, Дума приняла решение о строительстве помещения для пожарного общества, где часть здания отводилась под театр. Проект для здания разработал местный архитектор-самоучка Аристарх Филиппович Персиков. Для экономии на фундаменте, Персиков предложил строить театр прямо на выходящем на поверхность кряже каменной скалы.
И вдруг выяснилось, что у этого проекта есть противники в лице местного духовенства, не желающего иметь здание театра вблизи соборного прихода. Но опять основным доводом в пользу строительства стала близость от собора, не столько театра, сколько пожарной команды, и высота ее каланчи.

В 1904 году состоялся долгожданный молебен при закладке здания. Театр в Минусинске строили всем миром. Средства, которые выделила Городская управа, были весьма незначительными, да и выплачивались они с большой задержкой. Приходилось буквально все делать самим: купцы давали  лошадей для подвоза строительных материалов (в основном это был природный камень с соседней горы), а все остальные работы по строительству делались бесплатно энтузиастами-минусинцами.

Строительством руководил Николай Иванович Тропин, который в театре был и гримером, и декоратором, да и вообще, человеком, много энергии отдававшем подготовке спектаклей. Он-то и стал организатором минусинцев в добровольных строительных работах.
Примерные комнаты сооружены были под сценой, зрительный зал был рассчитан  на  шестьсот мест. Театр имел три яруса: партер, где должна была  размещаться городская администрация, ряд пяти-шестиместных лож и амфитеатр. Фойе освещались керосиновыми лампами, а сцена - десятками ламп и сальными свечами. Интересное освещение было в зрительном зале - под потолком, были подвешены две десятилинейные керосиновые лампы. Когда начинался спектакль, они закрывались темными полушариями.


27 декабря 1906 года состоялось торжественное открытие Минусинского театра. И, конечно, это было событием для всего города. Администрация города и театра опасалась любой неожиданности, которая могла сорвать представление. Открытие нового здания театра проходило со всеми предосторожностями. Билеты продавал полицейский, рядом с контролером стоял жандарм, а вокруг театра разъезжали конные полицейские.
Театр открылся постановкой спектакля-водевиля Чехова "Предложение". В самый разгар спора с женихом о Воловьих Лужках с третьего яруса галерки раздался громкий голос: "Воловьи Лужки не ваши, а народные!"
Это вызвало настоящий переполох. Административные чины и полицейские бросились к выходу, кто-то из публики полез на сцену. Но шум стих, и спектакль благополучно завершился.
А потом были овации, букеты цветов и праздничный ужин труппы с купцами - меценатами. Шампанское лилось рекой.

       Режиссёра в любительском театре  не было. Обычно его обязанности  выполнял исполнитель какой-либо роли. Можно сказать, что одним из первых режиссёров, а также одним из активных создателей любительского театра  был Алексей Семёнович Широков. Помимо своей основной работы приказчика в магазине Егорычева (сейчас магазин №52), он был начальником Минусинской дружины Добровольного пожарного общества, руководителем драмкружка, актером и режиссером.
В 1907 году он ставит пьесу Островского "На пороге к Делу", в 1912 году - "На дне", где сам сыграл роли Бубнова и Луку.

Еще одним основателем театра считается Николай Захарович Ярцев.
Он родился в семье священника и окончил Томское духовное училище. С 1878 года работал в Минусинском канцелярском суде, но самым большим его увлечением стал театр, которому он отдал 45 лет своей жизни, играя роли молодых героев и исполняя обязанности режиссера. С 1910 по 1923 год он работает режиссером театра уже официально. Но подорванное здоровье дает о себе знать, и в 1927 году он умирает в нищете, потеряв зрение и не добившись советской пенсии.

        В 1912 году для пожарной части было выстроено другое здание, а прежнее - полностью перешло театру. После установления Советской власти были сделаны попытки организовать в театре постоянную труппу. Но время было трудным. Труппы то создавались, то вновь распадались. В здании театра работали учреждения: ревком, отдел управления, отдел здравоохранения, нарообраз "Уоно", транспортный отдел. При нарообразовании были созданы секции культуры: театральная, музыкальная, хоровая. Были открыты клубы молодежи.

После того, как в 1917 году в здании театра Минусинского добровольного пожарного общества прошел III уездный съезд Советов, который закрепил переход власти к Советам на юге Енисейской губернии и принял резолюцию о поддержке Советской власти, театр переименовали.
В сезон 1919-1920 годов в Совтеатре, так он назывался, начала работать труппа драматических артистов. С 1923 года здание находилось в ведении горсовета и называлось уже Гостеатром. В 1926 году в его нижнем фойе открылся второй кинотеатр города "Кино 2-й", переименованный затем в "Факел".
С каждым годом любительский театр набирал силы, всё более приближаясь к профессиональному. В репертуаре любительского театра шли спектакли по пьесам А. П. Чехова, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя. А. М. Горького.

Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.


     В ночь на 26 января 1931 года здание театра сгорело. Огнем был уничтожен весь реквизит и пожарная вышка - остались только обгорелые стены. Очевидцы вспоминли, что это было жуткое зрелище.
"Дозорный на каланче бил набат до тех пор, пока его не достигли языки пламени. Как только он спустился по веревке, каланча рухнула".
Актерам временно пришлось перебраться в другие ближайшие театры. Городу остались только руины каменных стен, которые стояли до 1938 года.


В 1938 году здание было восстановлено в том виде, в каком мы видим его сегодня.


В годы войны Минусинский драматический театр дает спектакли в госпиталях, сборы отправляются в Фонд обороны. В репертуаре труппы - маленькие пьесы и концерт. За день приходилось давать по четыре-пять представлений.

В 1942 г. Драмтеатр был переименован в городской драматический театр служению краевому ордену искусств.


Зимой 1944 года коллектив театра был вынужден перебазироваться в город Канск (вышла из строя отопительная система здания театра). Вынужденные гастроли театра прошли успешно. Там и встретили день победы, дав в этот день два спектакля и концерт.

В июне 1945 года на базе Минусинского театра, разделив труппу и имущество, организовался Ачинский драматический театр.

С конца 50-х годов Минусинский драматический театр становится постоянным участником и призером Краевого фестиваля "Театральная весна".

С 1980 года театр именуется Государственным драматическим.

За многолетнюю историю своего существования Минусинский драматический театр сохранил традиции русского психологического театра, театра, дающего зрителям возможность осмысливать условия своего исторического и повседневного бытия, дарующего богатство общения, помогающего почувствовать красоту и гармонию. И это ценят не только минусинские зрители.

Множество гастролей по городам России, множество наград и номинаций:
1973 год - дипломант  Всероссийского смотра спектаклей к 150-летию со дня рождения А.Н.Островского.
 (спектакль "Пучина", режиссер - М.Кольцов)

1983 год - лауреат Всероссийского фестиваля "Героическое освоение Сибири и Дальнего Востока (спектакль  "Хмель", режиссер - В.Пашнин)

1997 год - участник Всероссийского фестиваля "Байкальские встречи у А.Вампилова" (спектакль "Павел и Александра", режиссер П.Аникин), диплом "Лучшая мужская роль" - артист П.Семенихин, диплом и приз "Надежда" - актриса О.Тайшихина

1998 год - участник Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая Маска" (спектакль "Чайка", режиссер - А. Песегов)

1999 год - лауреат Всероссийского конкурса "Окно в Россию" в номинации "Театр года" и обладатель специальной премии от Конгресса интеллигенции РФ - диплома и золотой медали им. академика Д.С. Лихачева

2000 год  - участник Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая Маска" (спектакль "Циники", режиссер - А. Песегов). Специальный приз жюри "Золотая Маска".

2003 год - лауреат фестиваля "Сибирский транзит", город Омск (спектакль "Наваждение Катерины", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов,  награда "Крылатый гений")
Отмечен в 2-x номинациях: "Дебют фестиваля" (актриса Е.Соколова), "За лучшее световое оформление"

2003 год - лауреат премии им. В.П. Астафьева в номинации "Театральное искусство молодых"

2003 год - участник Всероссийского  фестиваля "Реальный театр", город Екатеринбург, (спектакль "Наваждение Катерины", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов)

2003 год - участник Международного рождественского фестиваля искусств, город  Новосибирск (спектакль "Наваждение Катерины", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов)

2004 год  - лауреат Всероссийского фестиваля "Надежда России", город Кемерово (спектакль "Дружба", режиссер - С. Быков). Диплом за создание оригинального театрального спектакля и сценическую культуру.

2004 год - участник Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая Маска"  (спектакль "Наваждение Катерины", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов)

2004 год - участник фестиваля "Сибирский транзит", город Томск (спектакль "Вишневый сад"", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов). Диплом СТД России - режиссеру А.Песегову, почетная грамота СТД - актрисе Л.Медведевой за роль Раневской, премия губернатора Томской области "За сценографию" - художнику С.Ламановой.

2006 год  -  специальный  приз Красноярского отделения  Союза театральных деятелей РФ "За верность традициям  русского репертуарного театра и приобщение к классике современного зрителя"

 2006 год - участник Международного театрального фестиваля "Камерата" (спектакль "Где твои крылья?..", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов). Диплом фестиваля "За верность традициям русского национального театра"

2007 год -  участник Международного Волковского театрального фестиваля (спектакль "Где твои крылья?..", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов)

2007 год  - лауреат Премии Правительства Российской Федерации им. Ф. Волкова за  вклад в развитие театрального искусства России.

2008 год - участник Всероссийского фестиваля "Старейшие театры России в Калуге" (спектакль "Наваждение Катерины", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов). Диплом фестиваля "За оригинальное личное режиссерское прочтение прозы Н. Лескова"

2008 год - обладатель Гран-при фестиваля театров малых городов России, город Лысьва (спектакль "Чёрный тополь", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов).

2009 год - участник внеконкурсной программы Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая Маска" - "Маска Плюс"  (спектакль "Черный тополь", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов)

    2011 год - участник Всероссийского фестиваля театров малых городов России, город  Балаково.
Обладатель Гран-при фестиваля (спектакль "Саня, Ваня, Римас", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А.Песегов);
"Лучшая женская роль"  (актриса Г.Архипенкова).

         Участник фестиваля "Театральная весна", город Красноярск.
Дипломы в номинациях: "Лучший ансамбль" (спектакль "Саня, Ваня, Римас" режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов),
"Лучший женский дебют в драматическом спектакле" ( актриса - М. Архипенкова, спектакль "Старший сын", режиссер - Т. Насиров)
"Лучшая мужская роль второго плана в драматическом спектакле" (артист - С. Быков, спектакль "Вышел ангел из тумана", режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов).

2012 год -  как победитель Фестиваля театров малых городов России театр выступает на сцене "Театра Наций" со спектаклем "Саня, Ваня, Римас" (режиссер - заслуженный деятель искусств РФ А. Песегов).

Обладатель пяти дипломов  фестиваля "Театральная весна",город Красноярск за спектакль "Таланты и поклонники" А.Н. Островского                      ( режиссер П. Зобнин)
 "Лучшая премьера сезона";
 "Лучшая женская роль" (актриса М. Ковалева)
 "Лучшая женская роль второго плана" (актриса Г. Архипенкова);
 "Лучшая мужская роль второго плана"  (артист  И. Фадеев);
 Специальный приз жюри "Лучшая работа художника по костюмам" (художник О. Атмадзас).
Участник Межрегионального фестиваля "Новосибирский транзит", город Новосибирск (спектакль "Таланты и поклонники" А.Н. Островского, режиссер П. Зобнин)
Участник Фестиваля театров малых городов России, город Балаково.
Приз "За лучшую женскую роль второго плана"  (актриса Г. Архипенкова, Спектакль "Таланты и поклонники" А.Н. Островского, режиссер П. Зобнин)

2013 год - обладатель диплома "Лучшая премьера сезона в государственном драматическом театре" фестиваля "Театральная весна", город Красноярск, Благодарственное письмо художественному руководителю
Минусинского драматического театра, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Алексей Песегов - "За доблестное служение театру и в связи с 60-летием"

 

 2014 год – участник внеконкурсной  программы «Маска Плюс» Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» (сп.«Васса», реж. – з.д.и. РФ А. Песегов);

• обладатель специальной премии Губернатора Московской области на XI Фестивале театров малых городов России (сп. «Васса», реж. – з.д.и. РФ Ал. Песегов);

• участник III Фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит», обладатель диплома «За лучшую женскую роль второго плана» (арт. Дарья Савинова, сп.«Василиса Мелентьева», реж. – з.д.и. РФ А. Песегов)

• участник Международного театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство» (сп.«Вышел ангел из тумана», реж. – з.д.и. РФ А. Песегов).

 2015 год – лауреат краевого фестиваля «Театральная весна» (г. Красноярск). Обладатель диплома «Лучшая премьера сезона в драматическом театре» (сп.«Колыбельная для Софьи», реж. – з.д.и. РФ А. Песегов);

• участник XIII Всероссийского фестиваля «Реальный театр», г. Екатеринбург (сп.«Колыбельная для Софьи», реж. – з.д.и. РФ А.Песегов).

2016 год – участник конкурсной программы Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» (г. Москва) в пяти номинациях: «Лучший спектакль в драме. Большая форма», «Лучшая работа режиссера» (з.д.и. РФ А.Песегов), «Лучшая работа художника по свету» (Сергей Гаевой), «Лучшая женская роль» (арт. Ольга Смехова), «Лучшая мужская роль» (арт. Игорь Фадеев). Спектакль «Колыбельная для Софьи», режиссер – з.д.и. РФ А.Песегов;

• участник программы «Russian Case-2016» в рамках Национального театрального фестиваля и премии «Золотая Маска» (спектакль «Колыбельная для Софьи», режиссер – з.д.и. РФ А.Песегов). Программа адресована иностранным гостям фестиваля, в числе которых директора зарубежных театральных фестивалей, организаторы международных проектов, театральные критики и журналисты, пишущие о театре. Спектакль «Колыбельная для Софьи», режиссер – з.д.и. РФ А.Песегов;

• участник краевого фестиваля «Театральная весна-2016». Актером Сергеем Поспеловым получен диплом «За убедительное создание образа» за роль Злодея Злодеевича в спектакле «Молодильные яблоки»;

• участник Международного фестиваля «Театральный дивертисмент» (Израиль) со спектаклем «Тестостерон» (реж. – з.д.и. РФ А.Песегов);

• лауреат XIV Фестиваля театров малых городов России (г. Вольск). Получено Гран-при фестиваля. Спектакль «Колыбельная для Софьи», режиссер – з.д.и. РФ А.Песегов;

         С 2012 Минусинский драматический театр – обладатель гранта Президента Российской Федерации. 

         В 2009 году Минусинский драматический театр на основании закона Красноярского края «О культуре» отнесен к особо ценным объектам культурного наследия. В понятие «театр» входит именно коллектив – актеры, режиссеры и все остальные сотрудники