Многие жители Минусинска помнят выдающегося работника культуры, заслуженного артиста РСФСР Николая Климентьевича ГУДЗЕНКО, который посвятил Минусинскому театру более семидесяти лет. На аллее Славы по улице Абаканской можно встретить звезду с его именем. Он не дожил до своего столетия три года, обладал отличной памятью, до последних дней оставался крепким и активным.
11 декабря 2022 года мы отметили 110 лет со дня его рождения.
Николаю Климентьевичу Гудзенко было, что называется, на роду написано стать театральным деятелем. Его отец принимал участие в постановках украинского любительского театрального кружка, существовавшего наравне с русским в начале XX века в нашем городе. А чтобы не ругалась жена, брал с собой маленького сына. Так Коля познакомился со сценой. Ребенок наблюдал репетиции первых любительских постановок в Минусинске, впечатлялся спектаклями. Позднее он вспоминал, как после премьерных показов выставлялся самовар, и режиссер с артистами за чашкой чая обсуждали сыгранный спектакль.
В школьном возрасте Коля осознанно пошел в драмкружок, организованный учителем переплетного дела. С четырнадцати лет стал заниматься в молодежной театральной студии под руководством Алексея Ивановича Широкова. А в пятнадцать лет Николай уже играл свою первую роль в театре в массовых сценах спектакля «Разлом» по роману Бориса Лавренева в постановке красноярского режиссера Сергея Прокофьева.
Впоследствии начинающему театральному деятелю судьба преподнесла ряд испытаний, с которыми приходилось справляться. Но Николай не сомневался в выборе своего профессионального пути и упорно следовал зову души.
В 1931 году здание Минусинского театра сгорело. Казалось, карьера начинающего артиста закончилась, так и не начавшись. Но благодаря деятельности Ивана Петровича Шмыкова, который продолжил осуществлять постановки в городе, Николай не перестал играть. В 1935 году он исполнил несколько серьезных ролей, а в 1936 году сам поставил свои первые спектакли – «Шестеро любимых» (А. Арбузов) и «Миллион терзаний» (В. Катаев).
Спустя семь лет, в 1938 году, здание театра восстановили, но одновременно с его возобновлением труппу расформировали: театр не государственный, а значит, занимается любительщиной. Николай искал счастья в открывшемся в то время первом краевом колхозно-совхозном театре Ачинска, но вскоре прикрыли и его. С началом войны закрывали все краевые театры.
Так складывались обстоятельства жизни человека, которому суждено было впоследствии организовать профессиональную труппу в Минусинском театре.
В 1941 году Николай вернулся в родной город. Оказалось, что здесь вновь заработал театр, а его художественный руководитель Иван Петрович Шмыков отправился на военную переподготовку. Н.К. Гудзенко приступил к обязанностям главного режиссера.
В годы войны тридцатилетний режиссер нес полную ответственность за весь театр. Довелось по распоряжению НКВД принимать в труппу репрессированных немецких артистов из Поволжья, выпускать постановки с их участием, а через полгода списывать спектакли по причине отправки немецких артистов на лесозаготовки в трудовую армию. Позже, ввиду отсутствия собственного здания (оно было отдано эвакуированному Ставропольскому драмтеатру), назрела необходимость отправить театральный коллектив на гастроли по госпиталям края. А когда режиссер вновь вернулся со своей труппой в родное здание, в нем вышла из строя отопительная система, и опять пришлось бродить по белу свету до самого дня Победы.
Впоследствии Николай Климентьевич был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
В 1951 году Н.К. Гудзенко закончил Высшие режиссерские курсы в Москве и вернулся к служению в родной Минусинский театр. Но директором учреждения в это время был совершенно не театральный человек – некая партийная дама. От ее административной деятельности разбежалась вся труппа, а Гудзенко оказался ненужным!.. Пришлось пойти в Абаканский театр, которым в 50-е годы руководил Яков Федорович Нусс, один из тех самых поволжских немцев, избежавший «черных воронков». Примерно через год приказом начальника управления культуры наш Н.К. Гудзенко был неожиданно переведен в должность главного режиссера Минусинского театра. Тогда пришлось потрудиться, чтобы вновь собрать сильную труппу и вернуть доверие и любовь зрителей.
Но Николай Климентьевич был чутким педагогом от Бога, умел разглядеть творческие способности артистов, раскрывая их таланты и подчеркивая особенности. Легенда минусинской сцены, заслуженная артистка РФ Алла Аверьяновна Гордон так говорила о Н.К. Гудзенко: «Он умеет видеть в актерах то, что скрыто. Он нас разными сторонами поворачивает, находит, где блеснет искорка таланта – не эксплуатирует раз найденное. Как хороший ювелир, над каждой гранью работает. Умеет раскрыть лучшее, развить его».
В 50-х годах труппа театра под руководством Н.К. Гудзенко регулярно показывала представления для работников целинной кампании. Работали с полной отдачей и днем, и ночью. В 1958 году Николай Климентьевич был награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель». А когда в 60-х годах театр вновь попытались закрыть, все колхозы и совхозы взяли коллектив на свое содержание. Деревни и села встречали минусинцев аншлагами. Театр Гудзенко нравился людям глубиной постановок, в них всегда был важнее второй план, а не внешняя форма. Режиссер определил тему театра – «Сибирь прошлого и Сибирь настоящего» – и в соответствии с ней подбирал репертуар. Минусинский театр был центром культурной жизни.
Николай Климентьевич сыграл почти двести ролей, поставил более ста спектаклей. Вый-дя на пенсию в 1971 году, он не оставил коллектив, служил главным режиссером до 1981 года. За преданность родному городу и театру в 1998 году Н.К. Гудзенко было присвоено звание «Почетный гражданин города Минусинска».
Сегодня в труппе театра осталось мало тех, кому довелось работать с Николаем Климентьевичем Гудзенко. Это был поистине великий человек, он всегда глядел в будущее и осмысливал настоящее, опираясь на опыт прошлого. До последних дней режиссера интересовал театр в широком смысле: его предназначение, функция в современном обществе.
Относительно хвалебных слов в свой адрес Н.К. Гудзенко всегда был скромен, благодарил коллег за работу, а зрителей за то, что они «слава Богу, не уходили со спектаклей». А мы сегодня благодарны чуткому режиссеру за то, что он сберег, развил и передал нам Минусинский драматический театр. И очень хотим сохранить память о человеке, который жил и работал во имя служения профессиональному театру.
Ирина ВАХРАНЕВА (Фотографии из архива театра)
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №50 (18.601) от 15.12.2022