Будьте в курсе наших новостей
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
Новости

Во имя служения профессиональному театру

К 110-летию Николая Климентьевича Гудзенко.
Многие жители Минусинска помнят выдающегося работника культуры, заслуженного артиста РСФСР Николая Климентьевича ГУДЗЕНКО, который посвятил Минусинскому театру более семидесяти лет. На аллее Славы по улице Абаканской можно встретить звезду с его именем. Он не дожил до своего столетия три года, обладал отличной памятью, до последних дней оставался крепким и активным.
11 декабря 2022 года мы отметили 110 лет со дня его рождения.
Николаю Климентьевичу Гудзенко было, что называется, на роду написано стать театральным деятелем. Его отец принимал участие в постановках украинского любительского театрального кружка, существовавшего наравне с русским в начале XX века в нашем городе. А чтобы не ругалась жена, брал с собой маленького сына. Так Коля познакомился со сценой. Ребенок наблюдал репетиции первых любительских постановок в Минусинске, впечатлялся спектаклями. Позднее он вспоминал, как после премьерных показов выставлялся самовар, и режиссер с артистами за чашкой чая обсуждали сыгранный спектакль.
В школьном возрасте Коля осознанно пошел в драмкружок, организованный учителем переплетного дела. С четырнадцати лет стал заниматься в молодежной театральной студии под руководством Алексея Ивановича Широкова. А в пятнадцать лет Николай уже играл свою первую роль в театре в массовых сценах спектакля «Разлом» по роману Бориса Лавренева в постановке красноярского режиссера Сергея Прокофьева.
Впоследствии начинающему театральному деятелю судьба преподнесла ряд испытаний, с которыми приходилось справляться. Но Николай не сомневался в выборе своего профессионального пути и упорно следовал зову души.
В 1931 году здание Минусинского театра сгорело. Казалось, карьера начинающего артиста закончилась, так и не начавшись. Но благодаря деятельности Ивана Петровича Шмыкова, который продолжил осуществлять постановки в городе, Николай не перестал играть. В 1935 году он исполнил несколько серьезных ролей, а в 1936 году сам поставил свои первые спектакли – «Шестеро любимых» (А. Арбузов) и «Миллион терзаний» (В. Катаев).
Спустя семь лет, в 1938 году, здание театра восстановили, но одновременно с его возобновлением труппу расформировали: театр не государственный, а значит, занимается любительщиной. Николай искал счастья в открывшемся в то время первом краевом колхозно-совхозном театре Ачинска, но вскоре прикрыли и его. С началом войны закрывали все краевые театры.
Так складывались обстоятельства жизни человека, которому суждено было впоследствии организовать профессиональную труппу в Минусинском театре.
В 1941 году Николай вернулся в родной город. Оказалось, что здесь вновь заработал театр, а его художественный руководитель Иван Петрович Шмыков отправился на военную переподготовку. Н.К. Гудзенко приступил к обязанностям главного режиссера.
В годы войны тридцатилетний режиссер нес полную ответственность за весь театр. Довелось по распоряжению НКВД принимать в труппу репрессированных немецких артистов из Поволжья, выпускать постановки с их участием, а через полгода списывать спектакли по причине отправки немецких артистов на лесозаготовки в трудовую армию. Позже, ввиду отсутствия собственного здания (оно было отдано эвакуированному Ставропольскому драмтеатру), назрела необходимость отправить театральный коллектив на гастроли по госпиталям края. А когда режиссер вновь вернулся со своей труппой в родное здание, в нем вышла из строя отопительная система, и опять пришлось бродить по белу свету до самого дня Победы.
Впоследствии Николай Климентьевич был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
В 1951 году Н.К. Гудзенко закончил Высшие режиссерские курсы в Москве и вернулся к служению в родной Минусинский театр. Но директором учреждения в это время был совершенно не театральный человек – некая партийная дама. От ее административной деятельности разбежалась вся труппа, а Гудзенко оказался ненужным!.. Пришлось пойти в Абаканский театр, которым в 50-е годы руководил Яков Федорович Нусс, один из тех самых поволжских немцев, избежавший «черных воронков». Примерно через год приказом начальника управления культуры наш Н.К. Гудзенко был неожиданно переведен в должность главного режиссера Минусинского театра. Тогда пришлось потрудиться, чтобы вновь собрать сильную труппу и вернуть доверие и любовь зрителей.
Но Николай Климентьевич был чутким педагогом от Бога, умел разглядеть творческие способности артистов, раскрывая их таланты и подчеркивая особенности. Легенда минусинской сцены, заслуженная артистка РФ Алла Аверьяновна Гордон так говорила о Н.К. Гудзенко: «Он умеет видеть в актерах то, что скрыто. Он нас разными сторонами поворачивает, находит, где блеснет искорка таланта – не эксплуатирует раз найденное. Как хороший ювелир, над каждой гранью работает. Умеет раскрыть лучшее, развить его».
В 50-х годах труппа театра под руководством Н.К. Гудзенко регулярно показывала представления для работников целинной кампании. Работали с полной отдачей и днем, и ночью. В 1958 году Николай Климентьевич был награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель». А когда в 60-х годах театр вновь попытались закрыть, все колхозы и совхозы взяли коллектив на свое содержание. Деревни и села встречали минусинцев аншлагами. Театр Гудзенко нравился людям глубиной постановок, в них всегда был важнее второй план, а не внешняя форма. Режиссер определил тему театра – «Сибирь прошлого и Сибирь настоящего» – и в соответствии с ней подбирал репертуар. Минусинский театр был центром культурной жизни.
Николай Климентьевич сыграл почти двести ролей, поставил более ста спектаклей. Вый-дя на пенсию в 1971 году, он не оставил коллектив, служил главным режиссером до 1981 года. За преданность родному городу и театру в 1998 году Н.К. Гудзенко было присвоено звание «Почетный гражданин города Минусинска».
Сегодня в труппе театра осталось мало тех, кому довелось работать с Николаем Климентьевичем Гудзенко. Это был поистине великий человек, он всегда глядел в будущее и осмысливал настоящее, опираясь на опыт прошлого. До последних дней режиссера интересовал театр в широком смысле: его предназначение, функция в современном обществе.
Относительно хвалебных слов в свой адрес Н.К. Гудзенко всегда был скромен, благодарил коллег за работу, а зрителей за то, что они «слава Богу, не уходили со спектаклей». А мы сегодня благодарны чуткому режиссеру за то, что он сберег, развил и передал нам Минусинский драматический театр. И очень хотим сохранить память о человеке, который жил и работал во имя служения профессиональному театру.

Ирина ВАХРАНЕВА (Фотографии из архива театра)

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №50 (18.601) от 15.12.2022