Новости

Александр НИКАНДРОВ: «У актера нет остановки!»

Театралы любят его за неподражаемые образы на сцене Минусинского драматического театра, телезрители открывают его актерский талант в сериалах, а коллеги ценят за удивительный дар сплачивать вокруг себя творческих людей. Знакомьтесь: актер Минусинского драматического театра, художественный руководитель авторского театра «САМИ» Александр НИКАНДРОВ.

– Александр, признаюсь, меня вы сразили музыкальностью…

–Так я и актером стал случайно! Хотя… ничего случайного не бывает. Всю жизнь, спасибо маме и бабушке за это, я учусь музыке, она помогает мне чувствовать. Я даже два года отучился на подготовительном композиторском отделении института искусств, прошел все экзамены. Но потом в курилке встретил парней, которые поступали на театральный и приняли меня за своего. А в то время между музыкантами и актерами были трения: мол, музыка – это скучно, а театр – интересно. Уж не знаю как, но они зацепили меня! Решил, что композитором всегда успею стать, выучил за вечер басню, стихотворение и прошел на бюджет. Учился, правда, я отвратительно, многое легко давалось, оттого часто свой нрав показывал – был молодым, горячим. Да и ночная жизнь затянула – работал в клубах, выступал с шуточными танцевальными номерами. Даже на госэкзамен не пошел...

– А как же вы оказались в Минусинске?

– Через несколько лет после моего выпуска из института искусств в Красноярск приехал Минусинский драматический театр со спектаклем «Черный тополь». В нем были заняты мои однокурсники Толя Кузьмин и Ольга Смехова, они и позвали меня на постановку. И когда я увидел то, что происходило на сцене, понял, что хочу стать частью всего этого. Так и сказал Алексею Алексеевичу Песегову после спектакля: мне и в голову не приходило, что такое можно создать в театре! Когда же Толя позвал в Минусинск, ухватился за это предложение. Для меня это был шанс начать новую ветвь жизни, порвать с прежним образом существования.

В труппе меня приняли, театр снял квартиру, сразу взял в работу – в спектакль «Дикие деньги». И с тех пор я – счастливый человек. Сейчас уже думаю о режиссерском образовании.

– А композиторство оставили?

– Почему же? К сказке «Многоуважаемый Тузик» мы сами писали музыку. Музыка никогда не оставит меня – это же большое удовольствие!

– Вы заняты во многих спектаклях, снимаетесь в сериалах, вот и сейчас заняты в съемках т/с «Первый отдел-4». Как считаете, вы состоялись как артист?

– Да, с первого выхода к зрителю. Но при этом иногда накатывает: а свое ли место занимаю? Но тут важно это ощущение, будто ты «недоартист», правильно интерпретировать. Понимать, что это потребность в росте, а значит, в работе над собой.

Вот сейчас мы с коллегами решились на курсы – по актерскому мастерству и технике речи. Но при этом преследуем и корыстную цель: освежить в памяти теоретические материалы актерских школ Станиславского, Мейерхольда, Чехова, Товстоногова, сейчас, с высоты прожитых лет. Потому что у актера нет остановки: он либо развивается, либо регрессирует.

– Но сейчас все больше разговоров о том, что эти школы устарели. Согласитесь, ну не говорят и не двигаются сейчас люди так, как учил говорить и двигаться на сцене Станиславский!

– Система Станиславского – те же семь нот, основа. Он не выдумал актерское мастерство, талант изображать персонажа. Он, подобно ученым, которые открывают новые звезды, привел всё в систему и дал четкие определения. И от нее надо отталкиваться, модернизируя под сегодняшние реалии.

Наш курс – в большей степени для того, чтобы помочь человеку раскрыть свой потенциал. Та же самая теория будет представлена нашим слушателям с разных углов, в том числе и с точки зрения практикующего артиста.

Наша главная задача – снять зажимы в человеке, внутренние и внешние. Вместе изучая мир актерского искусства, взять из него все полезное в свою жизнь. А желающим поступить в театральный вуз курс поможет легко пройти вступительные испытания.

– В чем, по-вашему, секрет успеха артиста?

– На сцене нужно быть максимально открытым и верить в то, что ты делаешь. Если сам артист не верит, то у зрителя появятся вопросы и спектакль может развалиться...

Так что правы те артисты, что привносят свою позицию в персонажа, без собственного опыта на сцене делать нечего. Если не любил человек, как он сыграет любовь? Воспользоваться шаблонами? Но это будет не так убедительно, как если человек вспомнит свои чувства и воспроизведет это на сцене. К этому призывал нас мэтр Станиславский – «идти от внутреннего к внешнему». Можно и другой школы придерживаться – смотреть на персонажа извне, видеть различия с собой и добавлять эти качества от персонажа к себе, воспроизводя их на сцене.

Нужно еще понимать: нет плохого или хорошего по природе своей. Это наше отношение окрашивает действия в тот или иной цвет. И зрителю как раз интересен этот процесс внутри артиста, его отношение к тому, как и почему именно так поступает персонаж.

– Александр, вы встретили в минусинском театре будущую супругу, Валерию Харитонову…

– Мы встретили друг друга, потому что нуждались в дружбе, у обоих к тому времени на личном фронте накопились драматические события. А дружба вылилась в глубокую привязанность. И это, я считаю, лучший способ обрести способность любить. На страсти далеко не уедешь, это всегда взрыв, а взрыв не имеет постоянной силы. Рано или поздно он угаснет. Основа отношений для меня – доверие. А любовь – это не про отношения, это про состояние человека. И в этом смысле мы всегда перед выбором: любовь – а это созидание, или ненависть – а это разрушение.

– Валерия Харитонова, как и вы, из Красноярска, но при этом вы оба остаетесь в Минусинске.

– Минусинский театр замечательный, самобытный, с душой, с невероятно талантливым руководителем. Неудивительно, что многие, попадая сюда, уже не представляют свою жизнь без него.

– И тем не менее вы сейчас организовали свой, авторский театр «САМИ»…

– Как самостоятельная организация мы зародились давно. Если помните, в синем зале театра была традиция проводить новогоднюю программу. Начинал Сергей Петрович Быков, потом мы подключились. Первую программу – «Космическая Одиссея» – мы с Игорем Фадеевым провели в 2008 году, с привлечением будущих артистов из колледжа культуры, с полетами в космос, с роботами. Молодежь приняла на ура, с тех пор появилось желание делать еще и еще. Так у нас образовалась хорошая команда: Дмитрий Киреев, Никита Антипов, Денис Целуйко, Владимир Кадоло. Мы назвали ее Союз актеров Минусинска. И стали выдавать один проект за другим. Позже к нам присоединилась Ольга Смехова с хореографическим образованием, надежным партнером-администратором стала актриса Светлана Голубева. Сейчас наш союз переродился в авторский театр «САМИ» – Союз Актеров МИнусинска. Эту аббревиатуру в шутку предложил заслуженный артист РФ Сергей Быков, зная, что в нашем театре мы все делаем сами: от костюмов до декораций.

– А как к вашему театру отнесся художественный руководитель драмтеатра, Алексей Песегов?

– Прекрасно! К тому же мы всегда, делая что-то на стороне, испрашиваем у него благословения. Алексей Алексеевич как никто другой понимает: артист не может жить без сцены. А театр у нас небольшой, есть свой репертуарный план, в котором не все артисты заняты постоянно. В авторском же театре артисты могут и творчески реализоваться, и денег подзаработать.

И кстати, мы хоть и хулиганим, но всегда в разумных границах, понимая, что мы – лицо драмтеатра. Мы не должны делать плохо, всегда – только хорошо и со вкусом.

Для меня это еще и личный вызов: смогу ли я реализоваться как режиссер, руководитель? Потому что это ох как непросто. Мы сами не только весь реквизит делаем и билеты распространяем, но еще и репетируем по ночам. Основная сцена театра недостроена, а в ЦКР днем и вечерами сцена занята.

Тем не менее недавно мы выпустили уже второй спектакль за год – «Осторожно, женщины!» вдогонку к постановке «8 Марта». Это стрим-комедия, не высшего нравственного уровня, но в ней есть о чем подумать, в частности, о трансформации ценностей современных мужчин и о том, как по-разному смотрят на любовь мужчины и женщины.

В планах – грандиозное двухчасовое новогоднее шоу в ЦКР с фуршетом в антракте и завершением в виде концерта кавер-групп, новогодняя программа в МЦ «Защитник» в традиционном формате, гастроли с новогодней программой по южным районам края и Республике Хакасия. Следите за афишами, успевайте приобрести билеты.

– Александр, вы приложили руку и к зарождению фестиваля «Раздача»…

– Причина – пандемия. Она нарушила все планы авторского театра, все культурно-массовые мероприятия запретили. Но актеры не могут сидеть сложа руки, вот и нашли выход: фестиваль «Раздача» – собрались на свежем воздухе, на нашей даче. Построили невзрачную сцену, собрали генератор, звук, свет, придумали группу, сыграли несколько хитов, сделали читку пьесы. И люди, которые во время пандемии скучали без театра, здорово провели время. Тем же летом мы устроили еще один фестиваль, где собралось уже гораздо больше народа. Нынче провели уже пятый фестиваль, и встречали гостей не только из Минусинска, но и из Абакана, Красноярска. А владельцы соседних участков стали предлагать их в дар фестивалю. Наша мечта – сделать это мероприятие городским Фестивалем театра и музыки, чтобы у наших зрителей была возможность увидеть игру театральных трупп из разных городов. Но для этого необходимо наличие в городе как минимум трех сценических площадок, так что мы все с нетерпением ждем открытия основной сцены театра.

Возвращаюсь к вашему вопросу о переезде: мне важно увидеть, как будет реконструирован театр в Минусинске. Доживем до этого момента, потом организуем фестиваль в городе. Так что у меня здесь много дел, которые откладывают на потом мысль куда-то уехать. Делая что-то полезное, нужное не только себе, но и обществу, ты растешь духовно...

– В этом смысле вы берете на себя большую ответственность.

– Театр – и есть ответственность. Театр не зря называют центром культуры – то, что он излучает, и задаёт уровень культуры города, его жителей.

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №43 (18.646) от 26.10.2023